Урок цифры

05.04.2024

В апреле Росатом проведет для российских школьников третий «Урок цифры»по квантовой тематикеШкольникам расскажут о применении квантовых технологий в медицине,а также профессиях будущего на стыке физики, биологии и химии.С 8 по 30 апреля 2024 года в российских школах пройдет «Урок цифры» по теме«Путешествие в микровселенную: квантовые вычисления и медицина будущего».Организаторами проекта «Урок цифры», реализуемого в поддержкуфедерального проекта «Кадры для цифровой экономики» национального проекта«Цифровая экономика», являются АЛО «Цифровая экономика» совместнос Минпросвещения России, Минцифры России, в партнерстве с ведущимироссийскими технологическими компаниями,.Стратегический партнер и разработчик урока Госкорпорация «Росатом»совместно с учеными Российского квантового центра проведут для школьникови педагогов страны занятия по теме применения квантовых вычисленийв современной медицине. Особое внимание будет посвящено направлениямквантовой физики и междисциплинарным исследованиям, развивающим медицинубудущего. Также учащимся расскажут о новых специальностях в области квантовыхтехнологий, в том числе в биомедицине и смежных областях науки, и возможностяхполучения соответствующих профессий в российских вузах.Тема урока этого года связана с ключевой повесткой Форума будущихтехнологий 2024 года, ежегодным флагманским событием, на котором представляюттехнологии и инновационные научные разработки, определяющие вектор развитияотраслей экономики на ближайшие годы.Образовательный проект традиционно пройдет в гибридном формате. Педагогиполучат все необходимые методические рекомендации, презентации и опорныеконспекты для проведения как дистанционного, так и очного занятия.Новый «Урок цифры» состоит из двух блоков: учебного фильма и тренажеровдля учащихся младших, средних и старших классов. Главным героем фильма станетшкольница, которая увлекается физикой и биологией и хочет выбрать профессию,которая позволит совместить обе науки. Она отправляется в путешествиепо микровселенной, в ходе которого российские ученые знакомят ее с новымитехнологиями, использующими квантовые вычисления и позволяющими создаватьэффективные лекарства, бороться с вирусами, исследовать структуру мозга,расшифровывать структуру ДНК и пр.В ходе прохождения игровых тренажеров учащимся предстоит сравнить работуобычного и квантового компьютеров, правильно расставить квантовые сенсоры,на практике испытать свои силы в задачах, которые будут решаться с помощьюквантовых вычислений: расшифровке генома и поиске новых лекарств.Наряду с этим, пройдет ряд открытых уроков, в ходе которых школьникисмогут лично пообщаться с ведущими российскими учеными, работающими на стыке2квантовых вычислений и биотехнологий. Открытый федеральный «Урок цифры»по данной тематике пройдет 23 апреля на площадке Российского квантового центра(РКЦ). Его проведет советник генерального директора Госкорпорации «Росатом»,сооснователь РКЦ Руслан Юнусов. Перед школьниками выступят молодыеисследователи квантовых технологий из МГУ имени М.В. Ломоносова, Физическогоинститута РАН имени Лебедева и РКЦ, которые участвуют в создании российскогоквантового компьютера в рамках правительственной дорожной карты по квантовымвычислениям. По итогам урока юные гости посетят научные лаборатории, в которыхсоздаются квантовые процессоры на различных платформах.Популяризация квантовых технологий среди школьников и студентов с цельюдальнейшего формирования кадрового резерва индустрии — одна из ключевых задачГоскорпорации «Росатом» в рамках реализации дорожной карты «Квантовыевычисления». В 2023 году урок о квантовых технологиях прошли свыше 3,5 млншкольников из всех субъектов РФ. Впервые за всю историю проекта «Урок цифры»прошел за рубежом - в столице Республики Беларусь г. Минске.Екатерина Солнцева, директор по цифровизации Госкорпорации«Росатом»:«Уроки цифры» открывают школьникам дорогу в мир будущих технологий,которые сегодня создаются в междисциплинарных областях и требуют глубокихестественнонаучных и гуманитарных знаний. Поэтому важно, что в ходе Уроковталантливые ребята выходят за рамки той или иной дисциплины и получают примерсоединения компетенций в поиске ответов на вызовы будущего. А «цифра» здесь -мощнейший катализатор новых технологий, который позволяет поставить их наслужбу человеку. Примером может служить тема нынешнего квантового урока: мыпокажем, как вычисления на новых физических принципах изменят облик медицины.Уверена, что участники нынешнего Урока внесут свой вклад в науку, а кто-то из нихсо временем обязательно станет лауреатом новой научной премии в области будущихтехнологий, которая так и называется - «ВЫЗОВ».Руслан Юнусов, советник генерального директора госкорпорации«Росатом», сооснователь российского квантового центра:«Урок Цифры» - это не просто учебное занятие, а это своего рода путеводительв мир будущего, где новые технологии станут неотъемлемой частью нашейповседневной жизни. Ребята, которые в этом году примут участие в «Уроке Цифры»,увидят новые перспективы применения квантовых технологий и узнают,как их применять в медицине. Будущее определяется теми, кто сегодня активноучаствует в создании технологий - молодыми учеными, инженерами. Мы верим,что такие проекты, как «Урок Цифры», должны мотивировать ребят осваиватьпрофессии будущего и мы вместе с ними будем создавать новую технологическуюреальность».Сергей Плуготаренко, генеральный директор АНО «Цифроваяэкономика»:«Урок Цифры» от Росатома помогает зажечь в школьниках интереск квантовым технологиям и новым профессиям, которые вскоре, пожалуй, начнутопределять будущее человечества. Крайне важно с ранних лет показыватьи рассказывать детям, что профессии сегодня рождаются на стыке дисциплин, науки3и технологий, поэтому наш новый урок - это увлекательное путешествие в мирквантовых вычислений и медицины будущего».